Споры между грузовладельцами и судовладельцами

С развитием судоходства на территории нашей страны постепенно совершенствовалась и система урегулирования судебных споров, которые возникали между судовладельцем и владельцами грузов. Минимизировать их призван специальный  документ – морской договор перевозки. Он имеет пять основных форм: чартер, букинг-нот, берс-нот, фиксчур-нот и коносамент. Последний встречается наиболее чаще.

Он заключается между лицом, обслуживающим перевозки грузов на морских судах и его владельцем. Однако и в наши дни нередко по ряду причин в торговом мореплавании возникают конфликты, которые невозможно разрешить без консультации адвоката.

Понятие коносамента

Коносамент – документ установленной формы, который предоставляется судовладельцем в доказательство принятия груза на борт и заключения договора перевозки.

От верности его заполнения зависит многое. Неправильно оформленный коносамент может повлечь серьезные убытки для отправителя груза, капитана судна, морских агентов, экспедиторов и других лиц, которые участвуют в морской перевозке.

Коносамент выполняет следующие функции:

Согласно международному праву именно коносамент является главным документом, регулирующим правоотношения между перевозчиком и собственником. Договор перевозки, оформляемый с помощью него, определяет взаимные права и обязанности обеих сторон. Это документ односторонний, содержащий печать и подпись перевозчика.

По факту он обычно подписывается капитаном судна на день его выдачи. Является товарораспорядительным документом, позволяющим осуществлять любые сделки с товарами без процесса их физической передачи.

Ответственность судовладельца

Перевозчик отвечает за недостачу, утрату и повреждение груза, багажа, принятого к перевозке. Он несет ответственность в установленном договоре размере:

Однако на практике, как говорят адвокаты по морскому праву, нередко могут возникнуть ситуации, когда перевозчик признается невиновным и вся ответственность за потерю  либо утрату груза ложится на плечи его владельца. Такая ситуация может произойти, если судовладелец сможет доказать, что принял все зависящие от него меры к сохранности груза и выполнил свои обязательства, - комментируют адвокаты Консультации «Санкт-Петербург».

Обычно подобные истории возникают, если судно по пути в порт попало в шторм либо подверглось нападению. Тогда грузовладелец, обратившись за помощью адвоката, составляет иск для дальнейшего рассмотрения этого дела судом либо морской комиссией.

Под понятие утраты попадают все случаи, когда груз не был передан получателю без отношения к какой–либо причине: потеря, хищение, конфискация, гибель груза. Под повреждением понимается порча транспортируемого объекта – изменение свойств, ведущее, к обесцениванию его либо нарушение целостности отдельных предметов.

Распространенной является ситуация проявления личной вины судовладельца, когда судно эксплуатировалось в немореходном состоянии. То есть оно не отвечало следующим требованиям:

Невыполнение любого из этих требований по вине судовладельца приведет к возникновению ущерба, а в дальнейшем – его возмещения в полном размере без права на ограничение ответственности. Кроме того, если капитан корабля превысил безопасную скорость, что привело к аварии, по судовым журналам можно посмотреть, делал ли он это систематически. Если обнаружится, что нарушение происходило регулярно – виноватым так же будет судовладелец, так как он не установил систему надлежащего контроля.

Как мы видим, споры между судовладельцем и грузовладельцем могут возникнуть по ряду причин. А из-за специфики морских правоотношений, разрешить их грамотно - под силу лишь профессионалу – адвокату по морскому праву. Он сможет достойно представить интересы любой стороны в судебных и арбитражных спорах.

 

Источник: http://ppt.ru/guide/news/131991