Правовые проблемы регулирования морских перевозок грузов

В настоящее время отечественный флот существует в условиях суровой конкуренции с зарубежными перевозчиками как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Неслучайно проблема правового регулирования морских перевозок становится как никогда актуальной. Разобраться с этим непростым вопросом нам помогает адвокат Андрей Комиссаров.

 

 

Перевозки по правилам – какие они?

Международное морское право – одна из старейших отраслей международного права, поэтому его нормы многократно изменялись, совершенствовались и унифицировались. Основополагающими в сфере международно-правового регулирования морских перевозок грузов считаются три конвенции:

Сегодня существует сложная система правового регулирования отношений в сфере морских перевозок грузов. Участниками перечисленных Конвенций являются более 60 стран. Однако значительное количество участников, занимающихся транспортировкой грузов по своим морским пространствам, не приняли эти правила полностью, а ратифицировали их частично. В связи с этим появились лазейки для использования норм с собственными изменениями и дополнениями от каждой стороны.

В их число входит и Российская Федерация. В нашей стране возникло одновременно несколько правовых режимов, которые могут быть применены для регулирования деятельности морского транспорта. К примеру, согласно Гаагским правилам перевозка груза может охватывать процесс погрузки товара на борт корабля до его выгрузки. В то же время Гамбургские правила могут включить в ответственность перевозчика и время, в течение которого груз был в порту в момент выгрузки либо погрузки.

Гамбургские правила могут быть использованы в отношении договоров перевозки грузов между двумя государствами в ряде случаев:

Кроме того, Гамбургский свод правил может предусматривать более значительную степень ответственности перевозчика за груз. Чтобы ее рассчитать, используют специально созданную условную единицу – SDR. Ее курс зависит от цены валют США, Германии, Англии, Франции и Японии. Время от времени она пересматривается. Наибольший предел ответственности перевозчика может оцениваться в 835 SDR. 

Противоречия международного морского права

Ситуация осложняется тем, что согласно Гамбургским правилам они должны применяться вне зависимости от национальной принадлежности перевозчика, судна, грузоотправителя, если порт погрузки располагается в одной из стран-участниц Конвенции. Поэтому на практике перевозчикам нередко приходится иметь дело с тремя типами юридических лиц, которые организуют услуги по доставки груза на основании конкретного правового режима.

Согласно Гаагской Конвенции любые пункты договора перевозки груза по морю, которые могли бы смягчить или исключить ответственность перевозчика, могут быть признаны недействительными.  И хотя многие страны ратифицировали Гаагские правила, некоторые крупные государства, включая Россию, подписали национальные законы, противоречащие Конвенции. Другими словами, перевозчик несет ответственность за груз с момента его получения, даже если ущерб грузовладельцу был нанесен из-за навигационной ошибки.

В российской законодательной системе не все однозначно. Согласно ст.167 Кодекса торгового мореплавания навигационная ошибка считается основанием, которое может освободить экипаж судна от ответственности за несохранность товара. Кроме того, в Гамбургских правилах срок исковой давности исчисляется в течение двух лет, в то время как согласно Гаагской Конвенции – один год. Это также противоречит нормам Российского Кодекса торгового мореплавания.

Чтобы разрешить противоречия международного морского законодательства, несколько российских адвокатов настаивает на том, чтобы наша нормативная база была доведена до международных стандартов. Юристы говорят о том, что эта мера поможет закрепить и внешнеэкономические связи в ряде отдельных государств. Вместе с этим, как и в самом международном законодательстве, ряд пунктов может потребовать немалых доработок.

При правильном регулировании всех спорных моментов любая из сторон сможет избежать непредвиденных убытков и претензий, имеющих связь с морской перевозкой грузов.

 

Источник: http://abnews.ru/?d_artickles=pravovye-problemy-regulirovaniya-morskih-perevozok-gruzov