Порядок и условия бункеровки морских судов

Во время бункеровки судов возникают проблемы с таможенным контролем. В соответствии с действующим законодательством припасы топлива перемещаются через государственную границу без уплаты таможенных пошлин. С целью защиты экономических интересов России необходимо создание кардинально нового подхода в осуществлении бункеровки топливом.

Огромную экономическую выгоду представляет бункеровка по максимально возможной вместимости емкостей судов. В этом случае в выигрыше остаются компании, которые осуществляют продажу топлива на рынке бункеровки за границей, а также зарубежные судовладельцы, использующие топливо для энергетических устройств судна. Такой выгоде способствует разница в цене на бункерное топливо по сравнению с портами других стран. Влияет также и то, что топливо облагается налогом на добавленную стоимость со ставкой в 0%, если оно вывозится как припас.

Судовладельцы получают выгоду, государство - убытки

Довольно часто недобросовестные судовладельцы пользуются положениями таможенного законодательства для получения дополнительной экономической выгоды. Отправляясь в рейс из иностранного порта, они берут ограниченный запас бункерного топлива с целью пополнения этих запасов в портах России.

В результате применения правил бункеровки судов топливом в таких целях наносится двойной ущерб экономике РФ. Во-первых, территория России становится своеобразным топливным «оффшором», где можно получить нефтепродукты без налоговой наценки. Во-вторых, наносится значительный вред безопасности мореплавания, т.к. происходит отклонение судна от оптимального маршрута.

Попытка защиты экономических интересов

В последнее время нередки стали ситуации, когда при бункеровке нефтепродуктов на таможенных постах было отказано в вывозе топлива. Теоретически это может произойти в случаях, когда его количество превышает необходимую норму для обеспечения технического обслуживания и эксплуатации судов.

Объем вывозимых припасов, освобождаемых от уплаты налогов и таможенной пошлины, определяют компетентные лица таможенного поста, основываясь на Правилах бункеровки и требованиях Таможенного кодекса (Пункт №11 и №12 Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов). Для этого учитывают объем имеющихся на борту припасов во время прибытия и бункеровки в порту, необходимое количество припасов для технического обслуживания и эксплуатации судна, остаток в заправочных емкостях, количество аварийного запаса.

Решение споров в судебном порядке

На данном этапе возникают многочисленные споры, которые могут закончиться разбирательствами в суде, как это было на примере Хасанской таможни. Многие судовладельцы не соглашаются с тем объемом запасов топлива, который предлагают им представители таможенной службы.

Бункеровочные компании зачастую скрывают главную цель таких споров – получение дополнительной прибыли разными средствами. Они выносят обвинения в препятствовании развитию отечественных портов, объясняя свою потребность в топливе различными сборами, уплачиваемыми во время бункеровки в портах. Однако на самом деле доход от портовых сборов в несколько сотен раз меньше той суммы, которую приходится выплачивать государству в результате уплаты таможенных пошлин.

Эксперты экономических и юридических наук (вместе с адвокатом Комиссаровым – руководителем коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры») определили, что в случае необоснованного вывоза 300 тонн топлива как припасов государственный бюджет сократится на 2,5 млн. руб. Учитывая то, что расчеты производились для небольшого объема нефтепродуктов, можно представить какие колоссальные убытки понесет экономика, если начнется вывоз топлива несколькими суднами – до 60 млн. руб.!

Увеличивается число жалоб и субъектов внешнеэкономической деятельности. Их представители не согласны с решениями таможенных постов об отказе в убытии припасов, превышающих допустимый объем, не облагаемый налогами, поэтому таможенным органам приходится защищать экономическую безопасность РФ в Арбитражном суде.

 

Источник: http://jurist-lawyer.ru/poryadok-i-usloviya-bunkerovki-morskih-sudov.html