Кто должен исправлять дефекты в купленной квартире?

Вы тщательно проверили свою новую квартиру на предмет строительных недочетов, подписали акт приема-передачи, но вот — через неделю, а может, месяц вдруг появилась трещина в стене, перекосилась дверная коробка… Такое бывает. Что же делать в этом случае?

Закон на стороне покупателя

Нередки ситуации, когда строительные и иные дефекты дают о себе не сразу, а спустя некоторое время, уже после приема квартиры. Подобные огрехи при строительстве и отделке бывают коварными и проявляются лишь со временем. Можно ли предъявить претензии застройщику или продавцу спустя месяц или даже несколько лет после приемки жилья?

«Тот факт, что после подписания акта приема-передачи вся ответственность за содержание и состояние квартиры в полном объеме переходит к покупателю, еще не означает, что в случае обнаружения новых дефектов собственник должен устранять их самостоятельно, — обращает внимание адвокат Андрей Комиссаров. — Если речь идет о новостройке, согласно 7 статье Федерального Закона 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве»,

на объект долевого строительства распространяется гарантия на срок не менее пяти лет,

исчисляемая с момента передачи квартиры. На технологическое и инженерное оборудование — не менее трех лет. О пятилетнем сроке с правом предъявления претензий застройщику также говорится в статье 29 Закона «О защите прав потребителей».

За чей же счет будет произведен ремонт и устранение недостатков? Адвокат приводит реальные случаи из судебной практики.

Дело первое: «Нерадивый застройщик». Первичный рынок

Житель Северной столицы обратился с исковым заявлением в районный суд. Возмущенный собственник квартиры в петербургской новостройке потребовал от застройщика исправить обнаруженные через два с небольшим года после покупки недвижимости недоработки и дефекты, а именно: в течение 90 дней восстановить проектное состояние строительных конструкций и инженерных коммуникаций дома (парапеты, кровлю, фасад, кровельное ограждение, подземную автостоянку и прочее) в соответствии с условиями договора и требованиями СНиП. Заявитель аргументировал свои претензии, содержащиеся в иске, тем, что в стоимость приобретенной им квартиры входит стоимость общедолевого имущества, а

обнаруженные дефекты существенно снижают потребительские качества дома, нарушают санитарно-эпидемиологические нормы,

а также являются потенциальной угрозой здоровью и жизни проживающих в доме граждан.

Представитель компании на рассмотрение дела явился и с исковыми требованиями не согласился. Судом была проведена независимая строительная экспертиза, по итогам которой ситуация прояснилась: выявленные недостатки и дефекты явились следствием нарушения ответчиком требований нормативно-технической документации и СНиП. Несмотря на то, что покупатель принял объект и не имел никаких претензий, в соответствии с нормами действующего законодательства гарантия на строительные работы составляет пять лет, поэтому суд обязал застройщика не позднее 90 дней с момента вступления судебного решения в законную силу провести работы по ликвидации строительных дефектов и недоработок.

Таким образом, иск гражданина был удовлетворен в полном объеме.

Дело второе: «Неожиданная перепланировка». Вторичный рынок

Другой петербуржец обратился в районный суд с исковым заявлением, в котором потребовал от ответчиков уменьшения цены купленной им у них квартиры более чем на 1,5 миллиона рублей. Претензию истец обосновал тем, что получил от прежних собственников товар ненадлежащего качества. Оформив право собственности и приняв объект, спустя пять месяцев истец обнаружил, что в квартире произведена перепланировка, что, по его мнению, явно противоречило указанным договоре характеристикам передаваемого жилья.

Ответчики требования истца посчитали несправедливыми. Суд по итогам разбирательства пришел к выводу, что так как объект недвижимости гражданин получил по акту приема-передачи, где сказано, что покупатель не имеет никаких претензий к качеству и состоянию принимаемой квартиры, а произведенная прежним собственником перепланировка не несет угрозы здоровью и жизни жильцов дома, не нарушает требования СНиП, претензии истца не имеют под собой законных оснований.

Руководствуясь нормами статей 56, 67, 194−199 ГПК РФ, суд отклонил исковые требования.

«Если покупатель квартиры обнаружил дефекты или недоработки уже после того, как принял квартиру и подписал акт приема-передачи, не стоит опускать руки. Нужно вызвать представителей управляющей компании и провести осмотр с целью выявления истинных причин возникновения строительных или инженерных дефектов, — советует Андрей Комиссаров. — Если имеющиеся недостатки — результат нарушений норм и технологий при выполнении строительных работ, то предъявлять претензии нужно застройщику.

Если проблема возникла вследствие деятельности соседей или явилась результатом работы обслуживающей компании, за компенсацией следует обращаться к виновникам. Если застройщик, прежний собственник или управляющая компания не соглашаются в добровольном порядке удовлетворить претензии, нужно провести независимую экспертизу, а затем обращаться в суд».

Хотим напомнить читателю, что на гарантию застройщика целиком и полностью полагаться не стоит. Лучше всего подстраховаться, а именно — грамотно вести себя при приеме-передаче квартиры и следовать простым рекомендациям, приведенным здесь.

 

Источник: http://journal.mirkvartir.ru/analytics/2016/02/21/kto-doljen-ispravlat-defekti-v-kyplennoi-kvartire/