Досудебный порядок урегулирования споров: советы экспертов

  Претензионная работа – одно из важнейших направлений в работе юрисконсульта. Правильно составленная претензия даст возможность уладить конфликт, не доводя его до судебного разбирательства. Поделиться своим опытом в досудебном урегулировании споров, а также дать советы по составлению претензионных писем, мы попросили наших экспертов.

 

Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры»: – Перед подачей искового заявления заявителю необходимо проанализировать действующее федеральное законодательство и условия договора на предмет наличия досудебного порядка урегулирования споров, а также специальных претензионных сроков. При решении вопроса о соблюдении претензионных сроков существуют разные позиции судов относительно того, возможно ли рассмотрение искового заявления по существу, если на момент подачи иска претензионный срок не истек. Некоторые суды исходят из того, что если к моменту рассмотрения дела претензионный срок уже истек, то в таком случае суд признает претензионный порядок соблюденным (см. например: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.06.2017 № Ф07-5942/2017 по делу № А52-3140/2016, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2015 по делу № А56-80511/2014, Постановление Тринадца того арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 № 13АП-26405/2016 по делу №А56-4795/2016, Определение ВАС РФ от 11.02.2013 № ВАС-18244/12 по делу № А40-9473/12-61-85). Однако есть иная позиция судов, которые возвращают исковые заявления либо оставляют без рассмотрения при несоблюдении подателем претензионного срока на момент подачи иска (см. например: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 №13АП-7647/2017 по делу № А56-74637/2016; Постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2012 № Ф09- 5960/12 по делу № А76-18989/2011). Учитывая неоднозначную практику, считаем, что заявителю необходимо соблюсти претензионный срок к моменту подачи искового заявления, во избежание отрицательных процессуальных последствий, вызванных формальным нарушением претензионного порядка. Если досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен договором, то он должен содержать все необходимые условия, а именно: срок рассмотрения претензии, указание на то, что это условие договора регулирует именно порядок досудебного урегулирования споров, порядок рассмотрения претензии. В претензии необходимо указывать, из какого обязательства возникла задолженность, за какой период, срок для добровольного удовлетворения требований, если к должнику применяются меры гражданско-правовой ответственности, то представить расчет на дату составления претензии. При соблюдении претензионного порядка в отношении суммы основного долга отдельного соблюдения претензионного порядка в отношении мер ответственности в виде процентов по 395 ГК РФ, неустойки и штрафов не требуется (см. абз 2 п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»). Направлять претензию необходимо таким способом, чтобы впоследствии возможно было установить, какой именно документ был вложен конверт, т.е. почтовая корреспонденция должна содержать опись вложения. Если в договоре указан иной почтовый адрес контрагента, отличающийся от адреса, содержащегося в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, то направлять претензию желательно на оба адреса. Гражданину, не являющемуся ИП, корреспонденция направляется по адресу его регистрации, по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, например, в тексте договора (п. 63 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Согласно абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (например, контрагент не явился за получением претензии в отделение связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения). Таким образом, соблюдение заявителем претензионного порядка разрешения споров является условием реализации права на иск и его несоблюдение, даже формальное, может повлечь для заявителя неблагоприятные процессуальные последствия.

Статья опубликована в журнале "Юрисконсульт в строительстве" №10 2017