Борьба за реестр требований кредиторов — одна из наиболее жестких и щепетильных тем в сфере банкрота. Часто, казалось бы, за бесперспективные долги начинается настоящая война. Одним из способов перехвата требований, включенных в реестр, является погашение требований третьим лицом.

Погашение задолженности перед кредитором происходит иногда против воли самого кредитора и даже против воли должника. При решении данного вопроса необходимо учитывать, что субъективная ценность требования, которое собирается перехватить третье лицо, зачастую больше номинальной стоимости, поскольку позволяет участвовать в собрании кредиторов и контролировать банкротство должника, имеющего актив.

Согласно действующему законодательству, в индивидуальном порядке может быть погашена исключительно задолженность по обязательным платежам перед бюджетом. Иную задолженность третье лицо может погасить, только оплатив все требования, включенные в реестр.

Суды обычно исходят из того, что погашение части требований третьим лицом, вытекающих не из задолженности по обязательным платежам, влечет за собой оказание предпочтения отдельному кредитору. Однако законодатель предлагает интересную инициативу, которая может нарушить баланс интересов кредиторов.

В проекте Федерального закона № 340620–7, который прошел первое чтение в Госдуме, разработчиками предусмотрен любопытный механизм. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования получат возможность индивидуального погашения задолженности перед кредиторами второй очереди по выплате выходных пособий, и по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Таким образом, данным проектом предусмотрена монополия государства на индивидуальное гашение требований второй очереди кредиторов. Соответственно, сама госструктура, которая погасит эти требования, получит право вступить во вторую очередь реестра и получить удовлетворение раньше других организаций. Возникает резонный вопрос: почему необходимо устанавливать данную монополию, нарушая равенство прав между государством и остальными участниками оборота?

Если изначальной целью данного проекта было создание дополнительных гарантий прав работников, то, возможно, стоило создать компенсационный фонд с целью выплаты задолженности по зарплате за обанкротившихся должников. Предполагаем, что для работников нет принципиальной разницы, кто погасит перед ними задолженность. А вот для государства создается дополнительная возможность регулирования банкротства конкретных должников. Насколько активно и в какой форме это положение законопроекта будет применяться на практике в случае вступления данных изменений в законную силу, покажет время. Хотя можно уже сейчас сказать, что необходимы четкие критерии отбора компаний–должников, за которых государство будет гасить долги по зарплатам.

Источник: Деловой Петербург