Новости

«Восстание машин» под протекцией властей. Снос самостроя по принципу «без разбора»
15 сентября 2016

Акция городских властей по сносу московских самовольных построек, чем-то напоминающая «восстание машин», стартовала 9 февраля 2016 г. За одну ночь было уничтожено 104 строительных объекта. Не успела утихнуть волна негодования общественности, как в ночь на 29 августа было снесено еще 90 строений. Третий список неугодного самостроя уже на походе. По словам главы Госинспекции по недвижимости Москвы Сергея Шогурова, перечень может быть опубликован на официальном портале мэра и правительства Москвы в течение полугода (из интервью Шогурова РИА Новости от 26. 08. 2016 https://ria.ru/moscow/20160826/1475335554.html).

Шогуров утверждает, что все происходит на абсолютно законном основании. Но спокойствие и невозмутимость власть имущих – лишь одна сторона медали. Многочисленные прецеденты сноса объектов, оформленных в собственность и признанных законными по решению суда, получили широкий общественный резонанс и вызвали откровенное недоумение маститых «правовых гуру».

О том, какие положения законодательства нарушают власти Москвы, кому может быть выгоден массовый снос и чью сторону занимают судебные органы в рассмотрении дел о ликвидации самостроя, читайте далее.

«Незаконные законы» в действии: снос самостроя в обход Конституции

Еще год назад подобная политика властей по разрушению самостроя была бы на 100% противозаконной, поскольку Гражданский кодекс предусматривал лишь судебный порядок ликвидации самовольных строений. Но с 01.09.15 г. вступили в силу поправки в ст. 222 ГК РФ, позволяющие местной власти самостоятельно признавать объекты, занимающие общественные территории или зоны с особыми условиями пользования, незаконными и принимать решение об их демонтаже. Ориентируясь на новый закон, правительство Москвы 8 декабря 2015 года выпустило в свет постановление №829-ПП, содержащее список подлежащих ликвидации построек и регламентирующее порядок сноса

Но законны ли действия властей, даже основанные на нововведениях? Ответ скорее отрицательный. Во-первых, вызывают сомнения сами поправки в ст. 222 ГК РФ, вступающие в явный конфликт с Конституцией РФ, а именно с тридцать пятой статьей, которая гласит, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Во-вторых, некорректно толкует нормы п. 4 ст. 222 ГК РФ Постановление № 829, распространяя их на все без исключения объекты, в том числе находящиеся в собственности. А снос  строений, признанных судом законными, и вовсе подрывает принципы общеобязательности судебных актов и разделения властей.

Сроки исковой давности? Нет, не слышали

Самовольными не могут признаваться нежилые постройки, возведенные до 1995 года, а также те, трехлетний срок исковой давности в отношении которых истек. Исключение составляют объекты, представляющие потенциальную опасность для здоровья и жизни граждан.

Представители власти игнорируют сроки давности, используя единственную законодательную «лазейку» – ссылаясь на то, что сносимые объекты касаются общественных интересов и угрожают безопасности россиян. А действительно ли имела место быть такая угроза, придется доказывать уже самим владельцам самостроя в судебном порядке.

Самый «гуманный» суд в мире…

До принятия поправок снос самовольных построек осуществлялся исключительно по решению суда (письмо ВАС № 143 от 09.12.2010 г.). На сегодняшний день,  по словам начальника Госинспекции по недвижимости С. Шогурова, из 98 исков по оспариванию постановления № 829 – все разрешились в пользу города (ссылка http://www.mskagency.ru/materials/2564186). Суды отказывают владельцам легальных строений даже в обеспечительных мерах (дело № А40-2196/2016, дело № А40-135519/13). То есть, пока суд решает, законна постройка или нет, ее успевают сносить.

Такая призрачная компенсация

Собственникам обещают компенсацию. Добровольно ликвидировавшим свои строения – в размере 55 500 рублей за квадратный метр. Тем, кто согласен на снос, но нуждается в помощи города – по 51 000 рублей за квадратный метр (см. заявление на сайте Департамента экономической политики и развития Москвы). Протестующие же не получат ничего, кроме счетов на оплату сноса.

Неужели власти признают незаконность своих действий, ведь компенсация за незаконно возведенные объекты законом не предусмотрена? Возможно, и признают, но где-то «в глубине души», так как официально озвученное основание материального вознаграждения – не возмещение ущерба, а компенсация расходов на самостоятельный демонтаж.

Хочешь узнать зачем? Пойми, кому это выгодно

Возможно, все задумано исключительно с целью обогащения и в интересах конкретных людей, а под благими целями благоустройства территории скрывается уже готовый план строительства новых торговых площадок.

Резюме: несмотря на явные нарушения законодательства, власти не планируют останавливаться. Разрешить спорную ситуацию под силу только Конституционному суду. Но даже отмена законодательных нововведений не вернет собственникам утраченную недвижимость. Остается надеяться, что аннулирование столь смелых нововведений поможет избежать распространения бесцеремонного «нашествия машин», поглощающего и без того проблемный малый бизнес, за пределы Центрального региона.