Новости

Проверка предпринимателей
18 февраля 2016

Хлесткие высказывания первых лиц страны в духе «хватит кошмарить бизнес» вполне верно отражают ситуацию, сложившуюся в отношениях государства и предпринимательского сообщества.

Как решить проблему избыточного давления на бизнесменов, административных барьеров, коррупции? Как коммерческим фирмам и индивидуальным предпринимателям защититься от незаконных проверок, уголовного преследования, целью которых зачастую становится устранение конкурента, захват чужой собственности?

Это сложные вопросы, и ответы на них бизнес-сообщество мучительно ищет уже на протяжении многих лет.

Базовым актом, посвященным защите прав бизнеса при проведении проверок, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

За период его действия в него уже более 50 раз вносили изменения. В числе последних существенных новаций:

- ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства на период с 1 января 2016 г. до 31 декабря 2018 г. (надзорные каникулы);

- применение риск-ориентированного подхода при организации проверок (метод, когда выбор формы, продолжительности, периодичности проведения проверок определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности);

- cоздание единого реестра проверок.

Несмотря на развитие законодательной базы, появление новых институтов (введение фигуры уполномоченного по защите прав предпринимателей, т.н. бизнес-омбудсмена), ситуация с незаконными проверками, злоупотреблениями при проведении внеплановых проверок остается тяжелой.

Как справедливо отмечено в послании Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015, целая армия контролеров по-прежнему мешает работать добросовестному бизнесу.

Административная ответственность чиновников в виде минимального штрафа в размере 3000 рублей или даже предупреждения (ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ), конечно, не является достаточным сдерживающим фактором.

Проблема носит комплексный характер. Особенно безрадостная картина вырисовывается, когда уголовные дела в отношении бизнесменов возбуждают по надуманным основаниям, и с помощью различных процессуальных мер ограничиваются как личные, так и имущественные права такого лица.

Возьмем простой пример. Обвиняемый по уголовному делу ведет коммерческую деятельность, сдает в аренду множество помещений в принадлежащем ему здании. Следователь заявляет перед судом ходатайство о наложении ареста на все здание, при этом требуя установить запрет владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом. Разумеется, в таком случае сдавать помещения в аренду тоже нельзя, арендаторов придется выселять. Часто бывает, что стоимость здания намного больше суммы возможного имущественного ущерба, причиненного преступлением (в 5-10 раз); никаких разумных причин затрагивать интересы арендаторов не имеется; у предпринимателя имеется иное ликвидное имущество, не обремененное правами третьих лиц, на которое можно наложить арест.

Таким нехитрым способом с некой определенной целью оказывается давление на коммерсанта, он лишается источника доходов в виде арендной платы, претерпевает иные неблагоприятные последствия в течение срока уголовного преследования.