Новости

Нужны ли нам нормы международного права?
15 декабря 2015

Конституционный суд РФ признал приоритет Конституции над Конвенцией «О защите прав человека и основных свобод». Нужны ли нам нормы международного права?

Статьей 15 Конституции России установлен приоритет международного права над внутренним, в связи с чем с 1996 года регулярно возникают прецеденты, когда постановления ЕСПЧ противоречат действующему законодательству РФ.   Достаточно вспомнить дело Маркина против России, где ЕСПЧ обвинил Россию в гендерной дискриминации, или дело Прокопович против России, где ЕСПЧ дал определение жилища, которое полностью противоречит понятию, установленному Российским законодательством.

ЕСПЧ при рассмотрении дел не принимает во внимание судебную практику   национальных судов, обосновывая это недоверием к качеству законов стран–участниц конвенции, что и приводит к возникновению коллизий.

Имплементация норм хороша лишь тогда, когда внутреннее законодательство соответствует или очень близко к международному.

Также стоит напомнить, что и остальные участники Конвенции «О защите прав человека» не стремятся исполнять постановления ЕСПЧ: так, к примеру, Австрия, Италия, Германия, Великобритания признают приоритет национального толкования норм их конституций перед международным.

Идея создания ЕСПЧ как высшего органа защиты прав человека на международном уровне, безусловно, благая, однако он не может в полной мере исполнить возложенную на него функцию, когда большинство стран-участниц игнорируют его постановления.

Следует напомнить о Конвенции «О праве международных договоров», которая была подписана СССР в 1986 году со специальными оговорками: в случае несоблюдения положений данной конвенции другими участниками СССР оставляет за собой право принимать ЛЮБЫЕ меры по охране своих интересов.

В сложившейся политической ситуации без сомнений можно сказать, что ЕСПЧ выступает в качестве еще одного рычага давления на Россию со стороны стран Запада. Его постановления направлены на подрыв авторитета нашего государства, лоббирование  интересов западных стран, выраженное в рекомендациях внесения во внутреннее законодательство России выгодных им изменений.  

Отправление правосудия должно быть направлено исключительно на защиту прав граждан и не должно иметь в себе политической составляющей, для укрепления государственности и укрепления позиций нашей страны на международной арене действительно стоило бы исключить из Конституции нормы о приоритете международного права над внутренним, однако такие изменения на данный момент внести невозможно, так как положения глав 1,2 и 9 могут быть пересмотрены только путем созыва Конституционного собрания, механизм созыва которого до сих пор не регламентирован законодателем.