Экспертные статьи

Современное морское пиратство - угроза международной стабильности
28 марта 2016

Более 40 000 000 000 долларов составляет ежегодный мировой ущерб от морского пиратства.

Более 2000 моряков, по неофициальным данным, находятся в пиратском плену, в числе которых - граждане России, Украины и других стран СНГ.

В 450 000 000 долларов в год оценивается размер прямых финансовых убытков от морского пиратства.

Нападения морских пиратов часто сопряжены с насилием и убийствами. Наиболее состоятельных и влиятельных пассажиров бандиты берут в заложники с целью получить выкуп.

Сколько российских кораблей в числе прочих ежегодно подвергается пиратским нападениям, точно сказать сложно, так как около 60% судов ходит под флагами других стран мира - корабли сдаются в аренду вместе с российскими экипажами.

От античности к современности

Термин «пиратство» происходит от греческого «peirates», что в переводе означает «грабитель, разбойник».

Морское пиратство – это противозаконный захват судна с целью ограбления, угона или уничтожения, чаще всего совершаемый в открытом море – то есть "за гранью юрисдикции" какого-либо государства.

Пиратство возникло еще в античные времена - одновременно с появлением мореплавания и развитием морской торговли. Разбоем занималось большинство прибрежных племен, но пираты античности, в отличие от пиратов Нового времени, не столько захватывали корабли, сколько нападали на прибрежные поселения, захватывали и продавали в рабство одиноких  и знатных путников. Пиратство нашло свое отражение в мифологии древнего мира и античных литературных произведениях. К примеру, в широко известных поэмах Гомера, в мифе о пиратском захвате Диониса, в поэме Овидия «Метаморфозы».

С развитием мировых торговых коммуникаций и правовых связей пиратство стало восприниматься как опасное преступление. А в наши дни морское пиратство абсолютно лишено былого романтического ореола…

Кто они – пираты XXI века? География и масштабы бедствия

Сегодня проблема морского пиратства угрожает международной экономической и политической стабильности. За последние десять лет число случаев морских нападений утроилось. Около двух третей из них приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион. Основные районы разгула пиратства расположены в Юго-Восточной Азии, Южно-Китайском море, Восточной и Западной Африке, Латинской Америке. Нападениям подвергаются все разновидности судов: сухогрузы, танкеры, рыболовецкие суда, яхты, контейнеровозы и другие.

Международная морская организация условно подразделяет современные пиратские группировки на три типа:

1. Малочисленные группировки – не более пяти человек, использующие в качестве оружия ножи и пистолеты. Такие группы используют фактор неожиданности, нападая внезапно, забирают ценные грузы, деньги из судовой кассы, грабят пассажиров, перегружают на свои катера и лодки ценные грузы.

2. Банды – не более тридцати человек, вооруженных крупнокалиберным оружием: автоматами, гранатометами и пулеметами. Нападения пиратских банд часто заканчиваются убийством членов экипажа и захватом судна.

3. Крупные организованные группировки международного масштаба, которые охотятся на  суда с особо ценным грузом (в частности, с нефтью и нефтепродуктами). Такие группы работают под прикрытием представителей властных структур, имеют в своем арсенале современную аппаратуру спутниковой навигации и новейшие средства связи.

Если говорить о причинах современного морского пиратства, то наряду с очевидными факторами, такими как жажда легкой наживы и обогащения, на фоне невысокого уровня развития и нестабильной внутриполитической ситуации в ряде стран  захват судов происходит  с целью их дальнейшего использования в преступных целях, например, для перевозки контрабанды, наркотических средств и боеприпасов. И если самих пиратов-исполнителей интересует исключительно материальные бонусы, то тех, кто скрывается за их спинами - экономический и политический аспекты пиратства. В этом случае речь идет уже о слиянии понятий и преступном симбиозе морского пиратства и политического терроризма.

Пиратство + терроризм. Опасный симбиоз

Морское пиратство тесно переплетается с политическим терроризмом. Кроме схожести преступных приемов и операций, которые используют пираты и морские террористы, и те, и другие нуждаются в поиске источников финансирования своей деятельности. На этой почве пираты могут примыкать к террористам, тесно взаимодействовать с ними вплоть до совместных разбойных атак на морские суда. И тогда симбиоз морского пиратства и морского терроризма, попирая международный принцип свободы морей, становится серьезнейшей угрозой мировой безопасности. Но, несмотря на сходство преступных методов и способов, окончательному слиянию препятствует принципиальное различие целей, преследуемых морскими разбойниками и террористами. Цель пиратов – обогащение, цель террористов – устрашение и моральное давление на представителей власти, как правило, с целью удовлетворения определенных требований политического, или идеологического характера.

Россия под угрозой?

«В 2015 году Российский рефрижератор Solarte, который следовал из Бенина в нигерийский Порт Харкорт, был подвержен атаке морских пиратов в ста милях от пункта назначения. В Порт Харкорт судно так и не прибыло. В заложниках у преступников оказались четыре члена экипажа: два из них - граждане Литвы, два других - гражданине Украины».

Российская Федерация - мировой лидер по площади морских пространств и по протяженности судоходных речных акваторий. Около шестидесяти процентов внешнеторгового грузового оборота России производится с участием морских судов, а к две тысячи тридцатому году планируется увеличить долю Российского флота в мировом морском флоте и суммарный экспорт транспортных услуг.

Опасность морских преступлений на водных пространствах Российской Федерации со стороны морских пиратов и террористов крайне высока, что чревато негативными для страны последствиями: человеческими жертвами, снижением инвестиционной привлекательности, дестабилизацией экономики, нарушением стабильности международных отношений. Нельзя исключить использование некоторыми зарубежными государствами морского пиратства в качестве инструмента вмешательства во внутренние и внешнеполитические дела нашей страны.

По территории России проходит Северный морской путь, который привлекает особое внимание ряда зарубежных стран и организаций международного масштаба. Успешность его эксплуатации, а значит, и достижение цели стабильности экономического развития России во многом будет зависеть от обеспечения безопасности судоходства.

Борьба с морским пиратством

Президент Владимир Путин 26 июля 2015 года – в день Военно-морского флота России – утвердил новую редакцию национальной Морской доктрины, которая содержит основы планирования морской деятельности Российской Федерации, в том числе наращивания потенциала Северного флота.

Борьба с морским пиратством должна быть направлена на своевременное выявление, предупреждение разбойных нападений, проведение своевременных мероприятий по их пресечению. Самым главным условием успеха в борьбе с пиратством и терроризмом является решительность и жесткость контрдействий, а также наличие усовершенствованных государственных и частных спецподразделений по пресечению преступных акций на водных акваториях России и мира.

Подготовка морских пехотинцев

С 2016 года действуют усовершенствованные программы и подходы к подготовке морских пехотинцев ВМФ России. На базе учебного центра подготовки морской пехоты в поселке Ржевка Ленинградской области организована эффективная подготовка «бойцов» всех категорий, ориентированных как на боевую службу на морских кораблях, так и на активное противодействие морским пиратам с применением нового боевого арсенала оружия и военной техники, усовершенствованных тактических приемов.

Правовые основы и проблемы борьбы с морским пиратством

«Сегодня, когда морское пиратство угрожает человеческим жизням,  негативно влияет на развитие торговых коммуникаций, приводит к подорожанию перевозок по морю, данную проблему следует считать проблемой мировой безопасности и рассматривать как одну из составляющих борьбы с международным терроризмом.

К сожалению, правовые основы борьбы с пиратством далеки от совершенства и не отвечают современным реалиям. Отсутствуют общепризнанные договорная и нормативно-правовая базы по вопросам самообороны и защиты морского судоходства от вооруженных нападений пиратов, равно как и единая система подходов к осуществлению мер борьбы с морским разбоем. Кроме того, международные организации не оказывают должного внимания поддержанию правопорядка на море.

Несмотря на то, что пират повсеместно объявлен «hostis humani generis», что в переводе с латинского означает «враг рода человеческого», и должен предстать перед судом в любой стране, пойманных пиратов часто отпускают безнаказанными. К примеру, В Европе практически отсутствуют законы, затрагивающие проблему морского пиратства,  не считая эдиктов двухсотлетней давности.

К основным международно-правовым документам, регулирующим борьбу с морским пиратством, можно отнести Женевскую Конвенцию о территориальном море и прилегающей зоне, датированную 1958 годом, Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, Международный кодекс по охране судов и портовых средств, резолюции Международной морской организации и рекомендации Международного морского бюро, Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС-74),

А что говорит по поводу морского пиратства Российское законодательство?

В пределах территориальных вод Российской Федерации пиратство можно квалифицировать как разбой согласно статье 162 Уголовного кодекса. Захват или угон судна попадает под статью 211 Уголовного кодекса. Если действия пиратов сопровождаются захватом или удержанием людей, подобное преступление расценивается как захват заложников и наказывается согласно нормам статьи 206 Уголовного кодекса – вплоть до лишения свободы на срок до двадцати лет. А согласно нормам Федерального Закона «О противодействии терроризму» и статье 205-1 Уголовного кодекса захват корабля и захват людей в заложники, если подобные действия создают угрозу интересам общественной и государственной безопасности, квалифицируются как преступления террористической направленности.

Подводя итог, стоит сказать, что основные инициативы в области борьбы с пиратством должны быть направлены на придание нового толчка развитию международного сотрудничества и кооперации, устранение противоречий и несоответствий национальных нормативно-правовых актов.

Чтобы борьба с пиратством была эффективной, нужно не только применять силовые методы, реализуя операции по уничтожению пиратов и их «наводчиков», но и оперативно разрабатывать действенные политические, правовые и социально-экономические превентивные меры, позволяющее предупреждать и предотвращать пиратские и террористические нападения».

 

Автор: адвокат, основатель коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры», президент межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав собственников и арендаторов недвижимости», преподаватель Северо-Западного института повышения квалификации ФНС России, Андрей Комиссаров